Блог

Нужно ли вокалисту знать теорию?

Очень хочется научиться красиво петь, но при этом не знаешь и нот. А тут еще и всякие гаммы, бемоли, терции, мелизмы, синкопы, диминуэндо. Неужели певцу необходимо знать тонну теории?
Давайте представим автомобиль. Проще всего научиться водить его где-нибудь на пустыре. Надо лишь, чтобы кто-то показал вам: «вот — руль, вот — педали, вот — коробка передач». А дальше вы начинаете пробовать управлять им. И здесь важно чувствовать автомобиль, чувствовать дорогу, не делать резких движений, наблюдать, что происходит вокруг и вовремя объехать какое-то препятствие. Вам не нужно знать правила дорожного движения на пустыре.

Так и начинающий вокалист. Поначалу вы знакомитесь со своим голосом, сонастраиваетесь с музыкой, наблюдаете — как вам петь легче, как больше нравится. И этого более, чем достаточно, чтобы начать красиво петь. А дальше все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите.
Так, если вы решили начать водить автомобиль в городе, вам уже придется выучить правила. Чем крупнее город и сильнее движение — тем больше усилий уйдет на то, чтобы научиться свободно передвигаться в нем. И здесь нужны только уверенное владение автомобилем, время и практика.

Но в отличие от дороги, во время пения вы не попадете в аварию. Во всяком случае — ничего вашей жизни не угрожает. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие от пения — это самое главное.

Техника будет приходить в любом случае. Она постепенно будет слоями укладываться на ваше чувствование музыки. И чем расслабленнее вы будете, чем больше удовольствия вам будет приносить пение — тем быстрее и легче будет нарабатываться техника. Наоборот — не сработает. Прочитав сотни книг по музыкальной теории, вы не запоете. Чтобы научиться петь — нужно петь.

А еще, подумайте о великих музыкантах. Хотя бы несколько из них: Мик Джаггер, Фредди Меркьюри, Уитни Хьюстон, Майкл Джексон, Селин Дион, Мадонна, Элвис Пресли. Мы любим их в первую очередь за энергетику, которую они дают и за кайф, который испытывают от своего дела. Вряд ли во время выступлений они прокручивали в голове, как бы сейчас идеально технически спеть.
Но если вы начинающий вокалист и все-таки хотели бы узнать несколько умных словечек, то ниже мы собрали для вас самые базовые. А за остальными приходите к нашим всезнающим преподавателям.


Адажио – обозначение темпа: медленно, спокойно.
Арпеджио – чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим.
A капелла – исполнение без инструментального сопровождения.
Аккорд – совместное звучание нескольких связанных между собой тонов.
Альт – второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Дословно – «высокий».
Аранжировка (переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей.
Арпеджио – аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно.
Баритон – мужской голос среднего регистра, между тенором и басом.
Бас – нижний голос инструментальной или вокальной партитуры.
Басовый ключ – значок, подтверждающий нахождение ноты «фа» малой октавы на четвертой линии нотного стана.
Бемоль – значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
Вибрато – легкое колебательное изменение высоты или громкости тона.
Вокализ – произведение для голоса (без слов) и сопровождения.
Гамма – группа звуков, расположенных в определенном порядке.
Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуком голоса.
Диез – значок, обозначающий повышение звука на полтона.
Диминуэндо – постепенное уменьшение громкости.
Интервал – расстояние между двумя тонами.
Крещендо – постепенное усиление громкости.
Мажор и минор – лады – определённые наборы разных по высоте нот, в котором написана мелодия. Мажор задает веселое настроение музыке, минор - грустное.
Мелизмы – мелодические украшения.
Модальность – способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда.
Модуляция – смена тональности.
Нотный стан – пять горизонтальных линеек в нотном письме.
Обертоны – призвуки. Образуются в результате колебания частей вибратора. Т. е., издаваемый им звук состоит из основного тона и набора обертонов.
Октава – интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2.
Партитура – нотная запись для каждого участника исполнения произведения.
Пианиссимо – очень тихо.
Полутон – половина тона.
Регистр – участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» – фальцет).
Ритм – последовательность длительностей звуков.
Сильная доля – основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле.
Синкопа – перенос акцента с ударной доли на безударную.
Скрипичный ключ – специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы «соль» находится на второй линии нотного стана.
Соло – композиция или ее фрагмент для одного исполнителя из ансамбля.
Сольфеджио – одна из дисциплин музыкально-теоретического курса.
Сопрано – верхняя партия в хоровой партитуре; самый высокий по регистру женский голос.
Стаккато – отрывисто.
Такт – единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане.
Тембр – специфическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента.
Темп – скорость движения в музыке.
Тенор – вторая снизу партия в четырехголосном письме; высокий мужской голос.
Тон – единичный звук определенной высоты и продолжительности.
Тональность – высотное положение лада – например, до мажор.
Тремоло – быстрое многократное повторение тона.
Унисон – исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.
Made on
Tilda