Очень хочется научиться красиво петь, но при этом не знаешь и нот. А тут еще и всякие гаммы, бемоли, терции, мелизмы, синкопы, диминуэндо. Неужели певцу необходимо знать тонну теории? Давайте представим автомобиль. Проще всего научиться водить его где-нибудь на пустыре. Надо лишь, чтобы кто-то показал вам: «вот — руль, вот — педали, вот — коробка передач». А дальше вы начинаете пробовать управлять им. И здесь важно чувствовать автомобиль, чувствовать дорогу, не делать резких движений, наблюдать, что происходит вокруг и вовремя объехать какое-то препятствие. Вам не нужно знать правила дорожного движения на пустыре.
Так и начинающий вокалист. Поначалу вы знакомитесь со своим голосом, сонастраиваетесь с музыкой, наблюдаете — как вам петь легче, как больше нравится. И этого более, чем достаточно, чтобы начать красиво петь. А дальше все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите. Так, если вы решили начать водить автомобиль в городе, вам уже придется выучить правила. Чем крупнее город и сильнее движение — тем больше усилий уйдет на то, чтобы научиться свободно передвигаться в нем. И здесь нужны только уверенное владение автомобилем, время и практика.
Но в отличие от дороги, во время пения вы не попадете в аварию. Во всяком случае — ничего вашей жизни не угрожает. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие от пения — это самое главное.
Техника будет приходить в любом случае. Она постепенно будет слоями укладываться на ваше чувствование музыки. И чем расслабленнее вы будете, чем больше удовольствия вам будет приносить пение — тем быстрее и легче будет нарабатываться техника. Наоборот — не сработает. Прочитав сотни книг по музыкальной теории, вы не запоете. Чтобы научиться петь — нужно петь.
А еще, подумайте о великих музыкантах. Хотя бы несколько из них: Мик Джаггер, Фредди Меркьюри, Уитни Хьюстон, Майкл Джексон, Селин Дион, Мадонна, Элвис Пресли. Мы любим их в первую очередь за энергетику, которую они дают и за кайф, который испытывают от своего дела. Вряд ли во время выступлений они прокручивали в голове, как бы сейчас идеально технически спеть. Но если вы начинающий вокалист и все-таки хотели бы узнать несколько умных словечек, то ниже мы собрали для вас самые базовые. А за остальными приходите к нашим всезнающим преподавателям.
Адажио – обозначение темпа: медленно, спокойно. Арпеджио – чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим. A капелла – исполнение без инструментального сопровождения. Аккорд – совместное звучание нескольких связанных между собой тонов. Альт – второй сверху голос в четырехголосной хоровой или инструментальной партитуре. Дословно – «высокий». Аранжировка (переложение, обработка) – приспособление музыкальной композиции для иного состава исполнителей. Арпеджио – аккорд, в котором тона берутся не одновременно, а последовательно. Баритон – мужской голос среднего регистра, между тенором и басом. Бас – нижний голос инструментальной или вокальной партитуры. Басовый ключ – значок, подтверждающий нахождение ноты «фа» малой октавы на четвертой линии нотного стана. Бемоль – значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации. Вибрато – легкое колебательное изменение высоты или громкости тона. Вокализ – произведение для голоса (без слов) и сопровождения. Гамма – группа звуков, расположенных в определенном порядке. Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуком голоса. Диез – значок, обозначающий повышение звука на полтона. Диминуэндо – постепенное уменьшение громкости. Интервал – расстояние между двумя тонами. Крещендо – постепенное усиление громкости. Мажор и минор – лады – определённые наборы разных по высоте нот, в котором написана мелодия. Мажор задает веселое настроение музыке, минор - грустное. Мелизмы – мелодические украшения. Модальность – способ звуковысотной организации, в основе которого лежит принцип звукоряда. Модуляция – смена тональности. Нотный стан – пять горизонтальных линеек в нотном письме. Обертоны – призвуки. Образуются в результате колебания частей вибратора. Т. е., издаваемый им звук состоит из основного тона и набора обертонов. Октава – интервал между двумя звуками, отношение частот которых 1: 2. Партитура – нотная запись для каждого участника исполнения произведения. Пианиссимо – очень тихо. Полутон – половина тона. Регистр – участок диапазона голоса или инструмента, имеющий отчетливые колористические и тембровые качества (например, «головной регистр» – фальцет). Ритм – последовательность длительностей звуков. Сильная доля – основное метрическое ударение в такте, обычно на первой его доле. Синкопа – перенос акцента с ударной доли на безударную. Скрипичный ключ – специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы «соль» находится на второй линии нотного стана. Соло – композиция или ее фрагмент для одного исполнителя из ансамбля. Сольфеджио – одна из дисциплин музыкально-теоретического курса. Сопрано – верхняя партия в хоровой партитуре; самый высокий по регистру женский голос. Стаккато – отрывисто. Такт – единица музыкального метра, которая образуется из чередования разных по силе ударений и начинается с самого сильного из них. Такты отделяются друг от друга вертикальной линией на нотном стане. Тембр – специфическая окраска, характерная для того или иного голоса или инструмента. Темп – скорость движения в музыке. Тенор – вторая снизу партия в четырехголосном письме; высокий мужской голос. Тон – единичный звук определенной высоты и продолжительности. Тональность – высотное положение лада – например, до мажор. Тремоло – быстрое многократное повторение тона. Унисон – исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте.